Это интересно


Факультеты и институты

 
 

Факультет славянской филологии и журналистики

 
     
  Декан факультета
 
     
  БОГДАНОВИЧ Галина Юрьевна, доктор филологических наук, профессор  
     
  Телефон: +38 (0652) 51-81-80
E-mail: philology@tnu.crimea.ua
 
     
  Заместитель декана по учебной работе
ДИБРОВА Сергей Михайлович,
преподаватель кафедры межъязыковых коммуникаций и журналистики
 
     
  Заместитель декана по научной работе
ЕГОРОВА Людмила Геннадьевна
, кандидат филологических наук, доцент кафедры межъязыковых коммуникаций и журналистики
 
     
  Заместитель декана по воспитательной работе
КУРЬЯНОВ Сергей Олегович
, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы
 
       
  В состав факультета входят кафедры    
 
  • межъязыковых коммуникаций и журналистики
    (зав. кафедрой Богданович Галина Юрьевна, доктор филологических наук, профессор)
    Телефон: +38 (0652) 51-81-80
  • русской и зарубежной литературы
    (зав. кафедрой Казарин Владимир Павлович, доктор филологических наук, профессор)
    Телефон: +38 (0652) 63-30-27
  • русского, славянского и общего языкознания
    (зав. кафедрой Бессонова Людмила Ефимовна,  кандидат филологических наук, доцент).
    Телефон: +38 (0652) 51-81-80
  • методики преподавания филологических дисциплин
    (зав. кафедрой Ященко Татьяна Антоновна, доктор филологических наук, профессор)
    Телефон: +38 (0652) 60-80-60

 
       
  Направления подготовки факультета    
 

«русский язык и литература»

  • дневная бюджетная/коммерческая форма обучения;
  • заочная бюджетная/коммерческая форма обучения.

На коммерческой форме заочного обучения предлагается специализация «журналистика».

«перевод (русско-украинский)»

  • дневная бюджетная/коммерческая форма обучения «журналистика»
  • дневная бюджетная/коммерческая форма обучения; - заочная коммерческая форма обучения.

«журналистика»

  • дневная бюджетная/коммерческая форма обучения;
  • заочная коммерческая форма обучения.
 
  Квалификация    
 
  • бакалавр (специальности «русский язык и литература», «перевод (русско-украинский)», «журналистика»);
  • специалист (специальности «русский язык и литература», «перевод (русско-украинский)», «журналистика»);
  • магистр (специальности «русский язык и литература», «перевод (русско-украинский)», «журналистика»).
 
  История    
 

Факультет славянской филологии и журналистики был создан 19 января 2005 года на основе филологического факультета,  ведущего свою  историю с 14 октября 1918 года – дня открытия Таврического университета.

В ноябре 1920 года историко-филологический факультет был преобразован в философско-словесный,  а в июне 1921 года – в факультет общественных наук. В это время университет был единственным высшим учебным заведением Крыма. Несмотря на тяжелое материальное положение, к началу 1922 г.  университету удалось сохранить профессорско-преподавательский состав. Так, факультет общественных наук состоял из 4 отделений: правового (9 кафедр), общей педагогики (12 кафедр), экономического (6 кафедр) и восточного (6 кафедр). На факультете, где развивалась славянская филология, в то время работало 13 профессоров и 20 преподавателей, на разных специальностях обучалось 435 студентов. В январе 1922 года педагогическое отделение факультета общественных наук было реорганизовано в педагогический институт (деканом в то время был проф. П.И. Новицкий).  До этого педагогический факультет имел только словесно-историческое отделение с двумя секциями: словесно-лингвистической и исторической. В 1924 году педагогический факультет состоял уже из 4 отделений: востоковедения (три курса), словесно-исторического (четыре курса), биолого-географического и физико-математического (только первые курсы). На факультете работало 8 профессоров, 18 преподавателей, 3 научных сотрудника, 6 человек административно-хозяйственного персонала. Здесь обучалось 527 студентов.

 Зимой 1925 года педагогический факультет Крымского университета был преобразован в педагогический институт. В 20-30-е годы здесь работали известные ученые: академик В.И.Борковский, академик Б.Д.Греков, академик АН УССР Н.К.Гудзий, член-корреспондент АН СССР Е.В.Петухов, член-корреспондент АН СССР А.Н.Маркевич, профессор А.М.Лукьяненко, профессор А.Н.Деревицкий, профессор Г.М.Максимович, профессор А.А.Соколов и др. 

В середине 30-х годов на базе историко-филологического факультета были созданы кафедры русского языка и литературы, татарского языка и литературы. Большую учебно-организационную работу в  годы войны в эвакуации проводили зав. кафедрой русского языка доцент А.И.Германович и зав. кафедрой литературы  Б.Д.Бромштейн. После возвращения из Дагестана в Симферополь преподаватели и студенты  литературного факультета активно включились в работу по восстановлению учебно-материальной базы института. Среди молодых преподавателей, приглашенных на работу, был талантливый лингвист доцент В.Н.Мигирин.

Деканом историко-филологического факультета в 1951-1955 гг. работал доцент С.А. Секиринский, с 1955 по 1963 год - доцент В.Д. Павличенко.
В 1955 году на факультете было организовано отделение украинского языка  и  литературы.
В 60-е годы в Крымском государственном пединституте на историко-филологическом факультете функционировало 5 кафедр: русского языка (заведующий - профессор В.Н. Мигирин), русской и зарубежной литературы (доцент М.И.Новикова), украинского языка и литературы (доцент П.М.Киричек), истории СССР (доцент М.М.Максименко), всеобщей истории (доцент С.А. Секиринский). В 1968 году была открыта кафедра методики языка и литературы (заведующая - доцент А.А. Cоловьева). Деканом историко-филологического факультета с 1963 по 1970 год работала доцент В.Н.Кулипанова. В 1972 году в связи с преобразованием Крымского пединститута в Симферопольский государственный университет историко-филологический факультет был разделен на исторический и филологический. С 1970 по 1981 гг. деканом факультета работал доцент В.М.Ронгинский. С 1981 по 2004 гг. факультет возглавлял профессор Е.С.Регушевский.

19 января 2005 г. филологический факультет разделен на два: факультет славянской филологии и журналистики и факультет украинской филологии и украиноведения. Деканом факультета славянской филологии и журналистики избрана доктор филологических наук, профессор Г. Ю. Богданович.

С течением времени менялся статус факультета, однако научные исследования  в области литературоведения и  лингвистики оставались приоритетными.       Используя творческое наследие  многих поколений языковедов, литературоведов, факультет славянской филологии и журналистики проводит сегодня большую  научно – исследовательскую работу в области  теории литературы и журналистики,  литературного краеведения, современного языкознания, межъязыковых коммуникаций и коммуникативных технологий, социолингвистики и лингвокультурологии.

 
       
  Профессора факультета    
 

Богданович Г.Ю., доктор филологических наук, профессор, директор Крымского научно-методического центра управления образованием АПН Украины и ТНУ, иностранный член Российской Академии естественных наук по отделению «Проблемы методологии науки и глобализации», заместитель председателя Специализированного Совета К52.051.08 по защите кандидатских диссертаций (специальность «русский язык», «украинский язык»), «Відмінник освіти України», член Национального Союза журналистов Украины.

Борисова Л. М., доктор филологических наук, профессор, заместитель председателя Специализированного учёного совета Д 52.051.05 по защите докторских диссертаций по специальности «русская литература», «зарубежная литература», член Учёного совета ТНУ им. В. И. Вернадского.

Казарин В. П., доктор филологических наук, профессор, председатель Специализированного учёного совета Д 52.051.05 по защите докторских диссертаций по специальности «русская литература», «зарубежная литература» член Национального союза писателей Украины, главный редактор трёх научных сборников.

Калашникова О. Л., доктор филологических наук, профессор, член двух Специализированных советов по защите диссертаций по специальности «русская литература», «зарубежная литература» (ТНУ им. В. И.Вернадского) и «русская и зарубежная литература» (ДНУ Днепропетровский национальный университет).

Новикова М. А., доктор филологических наук, профессор, член Специализированного совета Д 52.051.05 по защите докторских диссертаций по специальности «русская литература», «зарубежная литература».

Орехова Л.А. доктор филологических наук, профессор, награждена медалью «За заслуги перед Алуштой» за монографию «Кастель-Приморский»: история и судьбы в архивных документах».

Сидоренко Е.Н., кандидат филологических наук, профессор, лауреат премии АРК, Заслуженный профессор ТНУ.

Яблоновская Н.В., доктор филологических наук, профессор.

Ященко Т.А., доктор филологических наук, профессор, Заслуженный работник образования АРК.
 
       
  Кафедры факультета ( научные традиции, направления, школы)  
 

Кафедра межъязыковых коммуникаций и журналистики

 
 

Кафедра создана в мае 2002 года в составе филологического факультета Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. Со дня основания кафедру возглавляет Галина Юрьевна Богданович, доктор филологических наук, профессор, директор Крымского научно-методического центра управления образованием АПН Украины и ТНУ, иностранный член Российской Академии естественных наук по отделению «Проблемы методологии науки и глобализации», заместитель председателя Специализированного Совета К52.051.08 по защите кандидатских диссертаций (специальность «русский язык», «украинский язык»), «Відмінник освіти України», член Национального Союза журналистов Украины.

Cоздание кафедры было связано с активизацией научно-исследовательской и учебно-методической деятельности в области развития новых направлений лингвистики и журналистики в Украине, подготовки специалистов высокого уровня по специальности «русский язык и литература» со специализацией «прикладная лингвистика» и по специальности «журналистика» со специализациями «работник СМИ и информагентств», «телерадиожурналистика». Естественным результатом проводимых исследований по межкультурной коммуникации явилось открытие в 2005 году специальности «перевод» (русско-украинский).

Профессорско- преподавательский коллектив кафедры проводит комплекс научных исследований по фундаментальной теме: «Языковая концептуализация коммуникации и медиаобразования».

Проблемное поле исследований охватывает широкий спектр современных парадигм  лингвистики, коммуникативистики и журналистики:

  • межкультурная коммуникация в полилингвокультурной ситуации (Г.Ю.Богданович, Е.С.Регушевский, А.М.Эмирова, Н.Д. Матиив И.А.Регушевская, С.М.Диброва,);
  • категоризация грамматики славянских языков (Е.И.Семиколенова, С.Г.Чернобривец, О.А.Субботина, О.О.Башкатова);
  • лингвогендерология (Е.И.Семиколенова, А.Г.Шилина, О.А.Субботина),
  • когнитивные модели коммуникации и лингвистические технологии (С.С.Дикарева, Л.Е.Бессонова, Н.И.Бойша, И.В.Забело, Е.А.Коновалова);
  • теоретические и прикладные аспекты медиаобразования (Л.Г.Хорошилова, Ю.А.Голодникова, О.К.Смирнов, Л.Г.Егорова, В.Л.Кондратская, Ю.А. Вербицкая, А.Ю.Трофимов, Е.Ю.Чепик, О.Н.Володченко, Н.Г.Кудрявцева).

Наиболее значительными научными результатами деятельности кафедры являются:

- описание полилингвокультурной ситуации Крыма (Богданович Г.Ю., Эмирова А.М., Регушевский Е.С.);
- изучение языковой личности в аспекте проблем лингвокультурологии (Коновалова Е.А., Богданович Г.Ю., Н.Д.Матиив);

- концептуализация межкультурной коммуникации (Богданович Г.Ю., Кудрявцева Н.Г., Куденко Е.В., Мартынюк А.Я.);

- изучение текста,  дискурса и проблем перевода в полилингвокультурной ситуации (Бессонова Л.Е., Чернобривец С.Г., Егорова Л.Г., Диброва С.М., Регушевский Е.С., Вербицкая Ю.А.);       

- WEB-пространство межкультурной коммуникации и проблемы гендерных исследований  (Дикарева С.С., Богданович Г.Ю., Семиколенова Е.И., Шилина А.Г., Субботина О.А.);

- функционально-коммуникативное описание языков (Богданович Г.Ю., Семиколенова Е.И., Башкатова О.О., Регушевская И.А., Куденко Е.Г.).

Концепция  научной и образовательной деятельности кафедры опирается на  принцип многовекторности  научных парадигм  в информационно-коммуникативном обществе знаний, обеспечение нового качества образования в контексте общеевропейской интеграции.

Так, впервые в украинской русистике лингвистическая ситуация в Крыму становится объектом изучения (докторская диссертация “Русский язык в полилингвокультурной ситуации (функционально-коммуникативный аспект)”Г.Ю. Богданович). Исследуется полилингвокультурное пространство Крыма как многомерный феномен, определяется функционально-коммуникативный статус русского языка в полиэтничной среде, выявляется специфика языковых и культурных кодов языковой личности, сформированной в этнокультурном пространстве. Научные идеи, заложенные в лингвокультурологической теории проф. Г.Ю. Богданович, интенсивно развиваются и находят свое отражение в тесном сотрудничестве с ведущими научными школами университетов РУДН, Вологодского, Волгоградского, Белгородского, Казанского, С.-Петербургского (Россия), Института языковедения им. А.А. Потебни НАН Украины, Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко и др.

В монографиях и научных статьях профессора Е.С.Регушевского, профессора А.М.Эмировой описаны межкультурные коммуникации в аспекте языковой интерференции, языки и этносы Крыма, лингвокультурная ситуация и межъязыковые контакты, проблемы русско-украинского билингвизма.

В рамках научного направления кафедры защищено 7 кандидатских диссертаций (И.В.Чепурина, А.Г.Шилина, С.А.Дроздова, И.В.Забело, Е.А.Коновалова, Т.В. Аржанцева, О.А.Субботина), четыре из которых под научным руководством Г.Ю. Богданович.

Претендуют на самостоятельное направление научные исследования С.С.Дикаревой, посвященные анализу динамической модели диалога: «когнитивный сценарий – коммуникативная реализация» в парадигме когнитивной прагматики. В цикле статей описаны теоретические основы лингвистики Интернета, сформулированы принципы лингвистического анализа Web-сайтов и интерактивных жанров русской электронной коммуникации. На основании концептуализации юридических знаний разработана логико-понятийная модель лексикографического описания терминов, представлены образцы словарных статей на украинском и крымскотатарском языке, предложена архитектура многоязычных электронных ресурсов Lingua et Jus.

В научных публикациях Е.И.Семиколеновой представлено функциональное исследование фазовых парадигм русских глаголов, обоснован комплексный подход к изучению семантики, морфологии и синтаксиса частей речи, определена связь семантических и морфологических категорий, общего и специфического в смысловых структурах имени и глагола.

Кафедра проводит серию международных и региональных конференций по проблемам межкультурной коммуникации, прикладной лингвистики и лингвистических технологий, медиаобразованию и журналистике, электронному обучению гуманитарным дисциплинам. Научные идеи, заложенные в лингвокультурологической теории профессора Г.Ю.Богданович, интенсивно развиваются и находят свое отражение в тесном сотрудничестве с ведущими научными школами университетов СНГ и Европы. Это подтверждается широкими дискуссиями на ежегодных конференциях: международной научной конференциипо вопросам языкознания, лингвокультурологии, этнолингвистики, коммуникативных технологий и методики преподавания «Межкультурные коммуникации»; международной научной конференции «MegaLing'» - Горизонты прикладной лингвистики и лингвистических технологий»; региональной научно-практической конференции «Электронные ландшафты гуманитарного образования» и др.

Научное направление «Современное информационное пространство Украины» (руководитель -  Богданович Галина Юрьевна, доктор филологических наук, профессор) является одним из ведущих направлений современного гуманитарного образования.

Информационное пространство – это структурированность и протяженность информационной связи общества. В настоящее время информационное пространство Украины только формируется, а деятельность средств массовой информации строится на принципах свободы слова и свободы информации, а также независимости, плюрализме мнений и разнообразии СМИ.

Научные исследования преподавателей кафедры проводятся в сфере медиаистории, медиаэтики, медиакритики, печатных СМИ (прессы), радио- и тележурналистики. В рамках этого научного направления формируется крымская школа журналистики, спецификой которой является мультикультурная среда и межъязыковые коммуникативные отношения в различных видах СМИ (пресса, радио- и тележурналистика, Интернет-издания). Особое внимание в разработке медиаобразования уделяется вопросам толерантности и культурно-национальной специфики подачи материалов.

В течение пяти лет становления университетской журналистской школы проводится международная конференция «Современное информационное пространство Украины: журналистика и медиаобразование», в которой принимают участие различные журналистские школы.

В 2006-2007 г.г. кафедра принимала участие в реализации проекта «Развитие медианавыков» (ЖОРНА), который осуществляет всемирная служба Би-Би-Си (Великобритания) в рамках программы Евросоюза – TACIC. Данный проект призван способствовать перестройке журналистского образования в Украине и приближению образования к европейским стандартам, где основное внимание уделяется практическим навыкам при подготовке журналистских кадров.

Так, Л. Г. Хорошилова, заслуженный журналист Украины, кавалер ордена Княгини Ольги, председатель Крымской республиканской организации Национального союза журналистов Украины, своей творческой энергией и журналистским мастерством увлекает молодых коллег в создании новых научно-практических проектов.

Одно из перспективных научных направлений кафедры - «Гендерные исследования в лингвистике», руководителем которого является Семиколенова Елена Ивановна, кандидат филологических наук, доцент. В рамках социолингвистических и лингвокультурологических исследований на кафедре ставятся и разрабатываются научные проблемы, связанные с исследованием гендерных стереотипов в украинских СМИ, описанием динамики формирования и институционализации гендерного понятийного аппарата (гендерной терминологии), проведением гендерной экспертизы школьных учебников. Коммуникативная направленность изучения языка во многом определяется технологиями, заложенными А.Г.Шилиной и Е.И.Семиколеновой в учебном пособии «Основы диалога» для учащихся общеобразовательных школ. Интерактивные методики используются как инновационные в различных областях социально-коммуникативных знаний.

За кафедрой закреплены  фундаментальные учебные  дисциплины по подготовке высококвалифицированных филологов  и журналистов:

1) общефилологические и лингвистические учебные дисциплины (введение в славянскую филологию, лингвокультурология, риторика, этнолингвистика, основы теории языковой коммуникации, культура речи, теоретические основы прикладной лингвистики и др.)
2) учебные дисциплины по новейшим информационным технологиям для филологических специальностей (основы информатики и прикладной лингвистики, компьютерные технологии в филологии, лингвистические аспекты Интернет-технологий, корпусные технологии в лингвистике, информационные системы в переводе и др.)
3) цикл учебных дисциплин квалификационного уровня «бакалавр» и «магистр» по направлению  «социальные коммуникации».

Обучение дисциплинам основано на классических традициях изучения гуманитарных дисциплин  и  инновационных  разработках  образовательных технологий нового поколения, активное использование мультимедийных учебных курсов и  открытого информационно-образовательного потенциала Интернет.

 
 

Кафедра русского, славянского и общего языкознания

   
 

Кафедра существует с 1918 года, со дня открытия Таврического университета. Кафедрой заведовали: профессор А. М. Лукьяненко (1925-1935 гг.), профессор В.И. Борковский (1935-1940), профессор А.И. Германович (1940-1955), профессор Мигирин В.Н. (1956-1970), профессор О.М. Соколов (1974-1985), профессор В.М. Ронгинский (1971 – 1984, 1985-2000), профессор А.Н. Рудяков (2000-2009). C 2009 года кафедрой заведует канд.фил.наук, доцент Л.Е. Бессонова. http://www.tnu.crimea.edu/structure/philolog_fac/rus-lan/index.htm.

Основные научные школы:

1. Научная школа «Методология и теории языкознания» профессора Виктора Николаевича Мигирина. В.Н. Мигирин – основатель лингвистической научной школы в Крымском пединституте. В 1946 г. он защитил кандидатскую диссертацию, через два года стал доцентом кафедры русского языка. Спустя 10 лет в МГУ блестяще защитил докторскую диссертацию и до 1970 г. плодотворно работал в Симферополе.  Исследования  Виктора Николаевича Мигирина характеризует оригинальность мысли, обращение к спорным вопросам лингвистики, смелость в их решении, например, теория строгой модели отображения действительности в языке, над реализацией которой работали и работают его ученики. 36 преподавателей защитили кандидатские диссертации под его руководством, среди них А.А. Соловьева, В.М. Ронгинский, Л.С. Пастухова, Е.Н. Сидоренко, Н.И. Пельтихина, А.А. Колесников, Л.В. Колесникова и др. В.Н. Мигирин умел увлечь новыми идеями своих учеников, которые делили с ним радость творческих открытий. За подготовку научных кадров и личный вклад в развитие науки В.Н. Мигирин был награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За доблестный труд».

Наиболее значимые публикации – монографии «Очерки по теории процессов переходности в русском языке» (1971), «Язык как система категорий отображения» (1973), «Гносеологические проблемы знаковой теории языка, фонологии и грамматики» (1978) и статьи, опубликованные в журналах «Филологические науки», «Вопросы языкознания», «Русский язык в школе», в межвузовских сборниках и т.д., – являются образцом оригинальных нестандартных решений лингвистических проблем, поиска оптимальных путей развития современного языкознания.

2. Научная школа «Лексическая и категориальная семантика» профессора О.М.Соколова, сформировавшаяся в 70-е годы, продолжала традиции классической русистики.

В 1975 году кафедру русского языка Симферопольского государственного университета им. М.В. Фрунзе возглавил доктор филологических наук, профессор Олег Михайлович Соколов (1927-1993 гг.). Славянская аспектология, лексическая и грамматическая семантика языковых единиц, теоретическая и практическая лексикография, имплицитная и функциональная морфология, проблемы словообразования, дивергентные и конвергентные отношения в лексике – таков спектр актуальных и сегодня лингвистических исследований, проводимых учениками О.М. Соколова. Творческий путь О.М. Соколова в языкознании начался в 1954 г., когда молодой выпускник Ленинградского государственного университета (специальность «славянская филология, русский язык и литература») начал преподавать на кафедре русского языка Томского государственного университета. В Томске. С 1975 по 1984 гг. О.М. Соколов работал в Симферопольском государственном университете им. М.В.Фрунзе, где возглавлял кафедру русского языка филологического факультета. Здесь О.М. Соколов основал свою научную школу, исследовавшую проблемы лексической и категориальной семантики.

В 1985 г. профессор О.М. Соколов возглавил кафедру русского языка и методики его преподавания Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (Москва), но связи с Симферопольским университетом, со всеми своими учениками и коллегами сохранил до конца жизни. Основные научные направления, развиваемые в рамках школы О.М.Соколова: учение о фазовости как лексико-грамматической категории глагола и ее связи с грамматической категорией вида славянского глагола (С.О. Соколова, Г.Ю. Богданович, Е.И. Семиколенова, Е.Я. Титаренко и др.); теория имплицитной морфологии, семная комбинаторика, функциональная морфология (А.В.Петров, Л.Е. Бессонова, Э.М. Сапожникова, Т. Ю. Новикова и др.).

Начиная с 2004 года в ТНУ проводятся международные научные конференции «Лингвистические чтения памяти профессора О.М.Соколова».

3. Научное направление «Ономасиологический аспект грамматики и лексики» развивает в своих работах профессор Е. Н. Сидоренко. Ею опубликовано около 130 работ, в том числе монографии «Очерки по теории местоимений» (1990), «Диахронный и синхронный аспекты переходности в системе частей речи и контаминантов» (1993, в соавторстве), «Языковые средства и ономасиологические средства их выражения» (2008) и др. Учебно-методический комплекс «Теоретические и практические материалы по морфологии современного русского языка» в 5-ти частях получил премию Автономной республики Крым в 2006 году. Под руководством Е. Н. Сидоренко было защищено 8 кандидатских диссертаций по проблемам морфологии, ономасиологии, теории языковых смыслов.

4. Научное направление «Функциональная лингвистика» нашло свое отражение в исследованиях, проводимых под руководством доктора филологических наук, профессора А.Н. Рудякова. В своих работах «Функциональная семантика», «Лингвистический функционализм и функциональная семантика», «Язык, или почему люди говорят (опыт функционального определения естественного языка)» А.Н. Рудяков рассмотрел ключевые положения современной лингвистики в свете функциональной гносеологии и методологии, что позволило ему сформулировать постулаты функциональной лингвистики.. Под руководством профессора А.Н. Рудякова было защищено 7 кандидатских диссертаций.

 

Основные направления научной работы кафедры

  1. Лингвистика языковых смыслов и вербальные средства их выражения (к.ф.н., проф. Е.Н. Сидоренко).
  2. Функционально-контрастивное описание лексики (на материале русского, украинского, польского и крымскотатарского языков к.ф.н., доц. В.Н. Алиева).
  3. Синергетика языка и дискурса. Когнитивные механизмы организации текста и дискурса (к.ф.н., доц. Л.В. Валеева, к.ф.н., доц. Л.Е. Бессонова).
  4. Крымский текст в русской словесности  (д.ф.н., проф. Л.А. Орехова)
  5. Лексическая, категориальная и словообразовательная семантика; лексикография и неография (к.ф.н., доц. А.В. Петров, к.ф.н, асс. Р.В. Забашта).
  6. Политическая лингвистика: языковая концептуализация, динамические процессы текста  (к.ф.н., доц. Л.Е. Бессонова, асс. Н.А. Сегал, асс. Е.С. Звягина).
  7. Прагмалингвистический анализ текста. Проблемы интерпретации текста как единицы подсистемы регуляции (к.ф.н., доц. Ю.В. Дорофеев).
  8. Языковая семантика в референциальном, прагматическом и когнитивном аспектах (к.ф.н., доц. Л.В. Валеева).
  9. Конфессиональная лексика русского и польского языков в контексте актуального речевого опыта ХХ века (к.ф.н., доц. А.К. Гадомский).
На данном этапе кафедра активно участвует в подготовке бакалавров, специалистов и магистров по специальностям «русский язык и литература», «перевод (русско-украинский)».
 
 

Кафедра русской и зарубежной литературы

   
 

Традиционно центр литературоведческих исследований был сосредоточен на кафедре русской и зарубежной литературы (октябрь 1918 г.).

В 20 – 40-е годы XX века на кафедре русской и зарубежной литературы работали видные учёные-филологи: академик АН УССР Н.К.Гудзий, член-корреспондент АН СССР, доктор филологических наук, профессор Е.В.Петухов, известный учёный-славист, исследователь истории древней и русской литературы XVIII века, профессор А.Н.Деревицкий, доцент Л. В.Жирицкий.

Перед войной на кафедре работал талантливый доцент П.М.Михайлов, читавший курс русской литературы XIX века. Он писал докторскую диссертацию по творчеству И.А.Гончарова. Но война помешала завершению исследования. Сам же П.М.Михайлов геройски погиб в первые месяцы оккупации Крыма.

В 50 – 70-е годы кафедрой руководила доцент М.И.Новикова, специалист по античной, зарубежной и современной литературе.

В 1975 году заведующим кафедрой был избран доктор филологических наук, профессор Е. П. Дрягин. Со временем кафедра из пединститутской становилась университетской, и первым делом изменился уровень научной работы: стала активно функционировать аспирантура, приобретали регулярный характер научные конференции. Фактически впервые за долгие годы на кафедре начала формироваться научная школа. В это время кандидатские диссертации защитили Л.М.Борисова, Р.М.Горюнова, Г.А.Зябрева, Л.А.Орехова.

В 1984 г. кафедру возглавил тогда доцент, а в настоящее время доктор филологических наук, профессор, председатель Специализированного учёного совета Д 52.051.05 по защите докторских диссертаций по специальности «русская литература», «литература зарубежных стран» Казарин Владимир Павлович.

Профессор Казарин Владимир Павлович – доктор филологических наук, академик Крымской академии наук, председатель Специализированного ученого совета по защите докторских диссертаций по специальности «русская литература», член Национального союза писателей Украины.

Он не только продолжил начатые Е.П. Дрягиным преобразования, но и значительно расширил сферу интересов и влияния кафедры: были объединены кафедра русской и зарубежной литературы и кафедра зарубежной литературы. В этом объединенном составе кафедра стала одной из самых крупных в университете. На ней стали работать профессора В.П.Мещеряков, М.А.Новикова, защитили докторские диссертации А.С.Козлов, Л.А.Орехова, Л.М.Борисова, Н.А.Ищенко.

В 80–90-е годы на кафедре защитилось свыше 20 аспирантов и соискателей (Курьянов С.О., Лавров В.В., Александрова И.В., Жукова Н.Д., Терлецкий А.Д., Киреева Н.Д., Голодникова Ю.А, Иванова Н.И., Мальгин А.В., Абеляшева Г.Д., Киселёв С.В., Сазонова Е.Н., Абрамова Е.Ю., Шатова И.Н., Андрейко Е.И., Мазин А.Н., Ибадлаев П.Р., Прусова М.А., Орехов В.В., Яковлев К.К., Маленко А.В., Бронштейн А.И. и мн. др.).

С 2000 года при кафедре функционирует Специализированный учёный совет Д 52.051.05 по защите докторских диссертаций по специальности «русская литература», с 2007 г. – по специальности «зарубежная литература». За два созыва (с 2000 по 2008 гг.) защищено свыше 10 докторских и 45 кандидатских диссертаций. С 1994 года работает научный центр – Крымский центр гуманитарных исследований, организованный профессором Казариным В.П. Через этот центр осуществляются публикации научных статей, монографий, учебных пособий членов кафедры, проводятся научные конференции, большинство из которых - международные. КЦГИ курирует издание научных журналов «Крымский архив», «Вопросы русской литературы», «STUDIA PHILOLOGICA».

К концу 80-х годов под руководством В.П.Казарина, на кафедре сформировалась научная школа «Русский литературный процесс: исторический и теоретический аспекты», в которой наметился ряд исследовательских направлений: древнерусский литературный процесс (С.А.Лукьянов), литературный процесс XVIII века (О.В.Пуреховская), пушкиноведение (В.П.Казарин, М.А.Новикова, Л.А.Орехова, Н.Д.Жукова, С.О.Курьянов, И.В.Александрова), достоеведение (Г.А.Зябрева, А.Д.Терлецкий), XIX век (И.В.Александрова), XX век (Р.М.Горюнова, В.В.Лавров), литература русского зарубежья (Л.М.Борисова), Крым и русская литература (Л.А.Орехова, Н.А.Кобзев).

Изучением творчества Ф.М. Достоевского руководит доцент Г.А.Зябрева (автор 96 научных публикаций). Под ее руководством защищено 5 диссертаций (А.Д.Терлецкий, Ю.А.Романов, А.П.Мащенко и др.).

Научное направление по изучению русской литературы рубежа XIX–XX веков, XX века и литературы русского зарубежья возглавляет профессор Л.М.Борисова – автор 91 научной статьи, двух монографий («На изломах традиции: драматургия русского символизма и символистская теория жизнетворчества» (2000); «Продолжение Золотого века: «Пути небесные» И.Шмелева и традиции русского романа») и двух учебных пособий. В рамках этого направления проводят свои исследования доцент Р.М.Горюнова и к.ф.н. Е.К.Беспалова.

Доцент Р.М.Горюнова работает над творчеством А.Белого, М.Зощенко, И.Сельвинского, А.Герцык, И.Шмелева, А.Ахматовой и трансформацией эпических жанров в русской литературе XX века.
Ею опубликовано около 70 научных статей, завершает работу над докторской диссертацией. К.ф.н. Е.К.Беспалова исследует поэтику прозы В.Набокова.

В рамках направления «Крым и русский литературный процесс» под руководством профессора В.П.Казарина успешно работают профессора М.А.Новикова, Л.А.Орехова, доценты Р.М.Горюнова, аспиранты кафедры.

Профессор кафедры Н.А.Кобзев (1977-2008) известен как автор трех монографий - «Роман Александра Грина» (1983), «Поэтика прозы Александра Грина» (2005), «А.Ахматова и М.Волошин: типология лирического героя» (2007) и первого в литературном краеведении путеводителя по Дому-Музею М.Волошина (1990). Н.А.Кобзев был организатором и главным редактором журнала «Чёрное море».

Научная школа профессора М.А.Новиковой была основана в 1996 году и связана с кросскультурными исследованиями, включающими теорию перевода, на базе фундаментальных концепций ХХ-ХХI веков о диалогизме языков, литератур, культур.

Значительными результатами исследований можно считать разработку нескольких ныне общепризнанных теорий (моделей) кросскультурных коммуникаций и перевода: интерпретационной, поликонтекстуальной, жанровой (текст-типологической), символической, полисистемной, адаптативной, которые нашли отражение в монографиях и учебных пособиях. В целом за 2000-е годы было опубликовано 9 монографий и разделов монографий, 11 учебных пособий и разделов в них и свыше 40 публикаций в научных и научно-методических изданиях Украины и зарубежья.

В рамках школы работают профессор Л.А.Орехова и доценты кафедры русской и зарубежной литературы В.В.Силин, Н.А.Ищенко, Н.Х.Керасиди, С.А.Скороходько. Доктор филологических наук, профессор Л.А.Орехова работает в рамках школы в разных аспектах: проблемы теории литературы, проблемы компаративистики, жанра, стиля и т. д. Она автор 140 публикаций по истории и теории литературы, а также истории Крыма и Крымской войны. Л.А.Орехова – автор 5 монографий, в том числе и крупного научного труда о Крымской войне (1853 – 1856) «Крымская Илиада» (2004). Является членом ученого Совета по защите кандидатских диссертаций Днепропетровского национального университета.

Доцент В.В.Силин защитил в 1999 году докторскую диссертацию в Париже по специальности «Литература народов зарубежных стран, Азии и Африки» на тему «Основные тенденции развития алжирской франкоязычной прозы периода независимости (1962 – 1982)».

Доцент Н.Х.Керасиди изучает исторические и культурные греко-славянские связи. Ею опубликовано свыше 40 статей, многие из них посвящены проблеме возрождения греческого образования в Крыму.

Доцент Н.А.Ищенко занимается проблемами перевода, ею опубликовано более 60 статей в отечественных и зарубежных изданиях и монография «Crimea War. A Clash of Empires» в соавторстве с Иэном Флетчером (Великобритания, 2007). В июне 2008 года успешно защитила докторскую диссертацию на тему «Мифотворчество в военном дискурсе: национальный миф о Крымской войне 1853-1856 годов в литературе Великобритании второй половины XIX века». 28.06.2008 г. в специализированном ученом совете Д 52.051.05 ТНУ им. В. И. Вернадского.

Доцент С.А.Скороходько работает над проблемами перевода. Работает над монографией «Прагматические аспекты перевода», имеет ряд публикаций, издала учебное пособие по проблемам перевода, руководит аспирантами.

Кафедра систематически организует Международные и региональные научные конференции. По следам конференций постоянно издаются сборники научных статей: Крымские Международные Пушкинские Чтения, Крымские Чтения Н.Я.Данилевского, Пилигримы Крыма, Крымские Международные научные конференции И.Л.Сельвинского, Крымский Набоковский научный сборник, Крымский Волошинский научный сборник, Крымский Гриновский научный сборник и др.

У кафедры имеются свои научные периодические издания: Вопросы русской литературы: Межвузовский научный сборник; Крымский Архив: Историко-краеведческий и литературно-философский журнал; Филологические Студии: Украинский межвузовский филологический журнал; Информационный вестник Форума русистов Украины; Крым: Общественно-политический и культурно-исторический журнал. Ежегодно выходят в свет монографические исследования членов кафедры.

По итогам работы в рамках обеих научных школ кафедра русской и зарубежной литературы занимает в университете одно из ведущих мест.

 
  Кафедра методики преподавания филологических дисциплин  
 

Кафедра методики преподавания филологических дисциплин была создана в марте 1968 года. Задачей кафедры являлась подготовка на филологическом факультете квалифицированных учителей русского языка и литературы для школ СССР, в том числе для Узбекистана, которому тогда помогала вся страна после разрушительного землетрясения в Ташкенте. Кафедру организовала и возглавила Александра Алексеевна Соловьева, кандидат филологических наук, доцент, Заслуженный работник образования Украины, Почетный профессор ТНУ. В то время кафедра называлась кафедрой методики преподавания русского языка и литературы. Со дня основания кафедры и до своей кончины здесь работал профессор А.И.Германович.

С 1972 года кафедра осуществляет работу по обучению русскому языку иностранных студентов СГУ – ТНУ. За эти годы студентами университета стали представители более чем 30 стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые обучались на разных факультетах: филологическом, естественном, историческом, географическом, факультете иностранной филологии. Многие годы кафедры занимала одно из первых мест в Украине среди других кафедр, осуществлявших подготовку по русскому языку иностранных граждан. В настоящее время кафедра является методическим центром по вопросам преподавания русского языка и литературы в школах и РКИ в вузах Крыма.

В течение 30 лет, единственная в Украине, кафедра проводила курсовое обучение русскому языку для слушателей из ФРГ. С 1989 года осуществляется обменная программа с Вилламетским университетом (США, штат Орегон), в рамках которой американские студенты проходят на кафедре семестровое включенное обучение русскому языку, а преподаватели кафедры также в течение целого семестра работают в Вилламетском университете.

С октября 1989 года кафедру возглавила Татьяна Антоновна Ященко, доктор филологических наук, профессор, Заслуженный работник образования АРК.

Кафедра является активным членом МАПРЯЛ. Т.А.Ященко вместе с профессором А.Н.Рудяковым возглавила Крымское региональное отделение УАПРЯЛ. Растут и укрепляются связи с кафедрами русского языка МГУ, Санкт-Петербургского университета, Институтом русского языка им. А.С.Пушкина, Российским Университетом дружбы народов, с Киевским национальным университетом им. Т.Г.Шевченко. На базе кафедры проводятся научно-методические конференции «Диалог культур», «Теория и технология иноязычного образования», «Лингвистические чтения памяти профессора О.М.Соколова». Большая часть преподавателей кафедры имеет опыт работы на курсах русского языка за рубежом.

В конце 90-х годов ХХ века в ТНУ стали обучаться студенты из Турции и Китая. Преподаватели кафедры начали осваивать новые направления работы: обучение иностранцев русскому языку на начальном этапе, работу с аспирантами разных специальностей, получившими образование у себя на родине; стали внедрять новые формы и методы обучения (компьютерные и видеокурсы), новые аспекты (страноведение, лингвострановедение, межкультурная коммуникация). В настоящее время преподаватели кафедры успешно работают на подготовительном отделении, обучают русскому языку студентов филологического факультета, студентов - экономистов, математиков, биологов, юристов, студентов факультета иностранной филологии.

Ведущий методист Крыма, Заслуженный работник образования АРК Э.М.Сапожникова, воспитавшая не одно поколение крымских учителей русского языка, написала в соавторстве с Г. Ю.Богданович комплекс учебников и учебных пособий по русскому языку для 5-11 классов, рекомендованный МОНУ для русскоязычных школ Украины. Сейчас авторы работают над новым учебным комплексом, ориентированным на 12-летнее школьное образование. С 2002 года кафедрой организуются научно-практические семинары для учителей Крыма «Русская словесность: теория и школьная практика».

На кафедре ведется подготовка аспирантов, в числе которых иностранные граждане. С 1995 года защищено 1 докторская и 5 кандидатских диссертаций. В докторской диссертации «Каузация в русском языке: онтология, концептуализация» Т.А.Ященко (2006) предлагается новая концепция изучения каузации как релятивной когнитивно ориентированной мегакатегории, включающей категории причины, следствия, условия и цели. Сотрудниками кафедры разрабатываются проблемы лексической и грамматической семантики, методики преподавания русского языка и литературы в средней школе, методики преподавания русского языка как иностранного, ведется работа по составлению словарей. Концептологическое направление, выделенное в рамках изучения коммуникативных возможностей языка, объединяет преподавателей лингвистических кафедр университета, что подтверждается широкими научными дискуссиями на ежегодных международных конференциях.

 
       
  Сотрудничество    
 

Кафедры факультета тесно сотрудничают с Институтом языковедения им. А.А. Потебни НАН Украины, Институтом украинского языка НАН Украины, Институтом литературы НАН Украины, Львовским национальным университетом им. И. Франко, Санкт-Петербургским университетом, Российским университетом Дружбы народов (Москва), Московским государственным лингвистическим университетом, Институтом русского языка имени В.В. Виноградова, Центром компьютерного обучения Лидса (Великобритания), Лабораторией Миланского университета (Италия), Институтом гуманитарных и политических исследований (г. Берн, Швейцария), Институтом Русистики (г. Ополе, Польша), Сорбонским университетом (Франция), Кембриджским университетом (Великобритания), Краковским университетом (Польша), Краковской педагогической академией, Варшавским университетом, Университетом М. Склодовской-Кюри в Люблине, университетом им. Н. Коперника, Католическим университетом в Люблине, Департамент немецкого и русского языков Вилламетского университета (США).



На что обратить внимание в выборе фотошколы


Многие начинающие фотолюбители совершенно недовольны качеством собственных снимков, которые были выполнены с использованием автоматического режима. И в таком случае сразу возникает вопрос, каким образом можно добиться повышения уровня фотомастерства. Среди всех, самым эффективным способом достижения желаемого фотомастерства является прохождение обучения в рамках фотошколы. Правда, тут сразу же возникает проблема выбора наиболее оптимального варианта учебного заведения. На сегодняшний день в таком большом количестве учебных заведений новичку сложно определиться с выбором.

Прежде чем приступить к обзвонке всех школ, обучающих фотографии, хорошенько продумайте, какой результат от обучения Вы хотите получить. Можно пройти обучение, которое предлагает фотошкола Киев для улучшения работы с качеством фотографии, чтобы доставлять радость своим друзьям. Можно также пройти обучение и при обнаружении способности к фотографии и собственного желания, заняться фотографией профессионально, получая от этого дополнительный доход.

В случае, если Вы испытываете стремление просто улучшения собственных навыков в фотосъемке, то идеальным вариантом станет прохождение курсов по фотографии, где можно получить основу и базовые навыки, требуемые каждому фотографу. Тому же, кто стремится реализовать себя в качестве профессионального фотографа, лучше будет пройти обучение в более серьезной школе фотографии.

После того, как цель обучения определена, приступайте к поиску подходящего заведения в городе. Помимо традиционных школ фотографии, можно также обратиться и к обучению при помощи сети Интернет. Здесь представлено огромное количество курсов и вебинаров.