ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ

СОТРУДНИКИ КАФЕДРЫ

ФИЛОСОФСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

АСПИРАНТУРА

ИНФОРМАЦИЯ О ЧИТАЕМЫХ КУРСАХ

ПУБЛИКАЦИИ КАФЕДРЫ

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ TNU.
СЕРИЯ "ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ"

СТУДЕНТЫ ОТДЕЛЕНИЯ

    С 1999 года кафедра философии работает над темой "Философские основания современной социокультурной парадигмы". В центре исследований кафедры проблематика, связанная с поиском истоков релятивизма и плюрализма в современной философской рефлексии. Особое внимание уделяется анализу альтернатив, формирующих основания критически-позитивного взгляда на явления постклассической культуры.
    Дух релятивизма и плюрализма - характерная черта уходящего столетия. От абсолютного - к относительному, от единого - к множественности, от универсального и общего - к единичному. По такому пути шла и наука, и культура в целом. Процесс релятивизации базовых ценностей человеческого бытия охватил все сферы социальной и духовной жизни людей. В течение всего столетия шаг за шагом вызревала релятивистски ориентированная духовно-практическая парадигма с ее специфическими интенциями и "телосами" культуры, центрирующимися на одномерном индивиде. Этот новый "индивиdocentризм" как тотальный поворот "духа эпохи" к единичному человеку, к массовидному "человеку толпы" поставил в фокус внимания проблему ценностей индивидуальной жизни, проблему многообразия духовных практик и традиций, на основе которых личность производит человеческое в самом себе. С тех пор как эпоха Возрождения сформировала новый "образ человека" как "венца природы", как свободную и творчески созидающую личность, мировая цивилизация вступила в период классической культурной парадигмы, отличавшейся мощным антропологическим потенциалом.
Трагический социальный опыт XX века - опыт революций, мировых войн и концлагерей - поставил под вопрос ренессансную модель человека и одновременно обострил интерес к подлинной "природе" и "сущности" человека. Как ответ на эту потребность появляются экзистенциалистская, персоналистская и философско-антропологическая концепция человека. Позднее, в 60-е годы, М. Фуко и другие представители структурализма и постмодернизма заговорили о "смерти", "конце" человека.
Классическая парадигма культуры окончательно утратила свою духовную силу. Человеку XX столетия выпала судьба жить в такое время, когда, как пишет А. Якимович, и на Западе, и на Востоке распадаются устои культуры и возникает новое агрегатное состояние всех ценностей, заново перемешанных в одном котле. Происходит непредсказуемая по своим последствиям культурная мутация человечества. Это выражается прежде всего в том, что устойчивая самость - равенство самому себе - исчезает из идеологии, философии, искусства. Устанавливается некое великое всеединство самых несоединимых вещей, так что возможности для переворачиваний и подмены смыслов, для подстановок, неожиданных сближений и аллюзий становятся поистине неограниченными.
В современном мире эта тотальная взаимозаменяемость смыслов, ценностей и норм воплотилась прежде всего в потребительской массовой культуре. Другим агентом "мифологии всеединства" (и вседозволенности) являются электронные средства массовой коммуникации. Здесь снимаются все семантические, смысловые преграды, опровергаются или выворачиваются наизнанку любые стабильные, устоявшиеся истины. И порой становится трудно отличить демократию от тоталитаризма, а агрессию от миротворческих миссий. Так возникает новая ситуация в социокультурном пространстве рациональности - противостояние разума и СМИ.
Своеобразная мутация способов переживания мира наблюдается и в искусстве. Происходит распад форм, переиначивание значений, культурных символов и стилей. Говоря о движении поставангардизма в музыке, популярный композитор, философ и маг начала 90-х Сергей Курехин обратил внимание на беспрецедентное богатство музыкальных средств и художественных приемов, которыми может пользоваться сегодня профессионал, в том числе приемы "чистого идиотизма" и "шумового террора". В Москве вошли в моду так называемые "симфошоу", представляющие собой "яростное смешение всех музыкальных и эстрадных стилей". Искусство и литература изображают какое-то вселенское нечто, к которому прежние измерения разума и культуры неприложимы. Это нечто связано с новым состоянием мира и с порожденными технократическим социумом реальностями современной цивилизации.
В сфере человеческих взаимоотношений культурный разлом проявился в первую очередь в нарастании морального релятивизма как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Эта ужасающая реальность нашего времени тем не менее не исключает попыток оправдания в сфере философской рефлексии среди сторонников релятивизма. Релятивисты отвергают мысль о том, что в жизни людей в различных культурах и исторических эпохах существуют, несмотря на культурные, психологические и этнические различия, некие нравственные инварианты, такие ценности и нормы поведения, которые применимы ко всем людям и распространяются на все культуры. В последнее время нравственный релятивизм подвергается резкой критике. Так, в своей лекции по проблемам этики американский философ Р. Шелли дает подробный анализ социокультурной ситуации, которая сложилась на сегодня в США и других странах в отношении морали. Он отмечает, что если раньше требования к нравственному поведению личности становились все более заниженными, то теперь о них едва ли можно говорить вообще.
Истекшие 50 лет можно считать эпохой преобладания нравственного релятивизма. Опыт преподавания этики в американских вузах показал, что если такой курс читается как упражнения в различении допустимого и наказуемого поведения, то польза от таких лекций весьма сомнительна. Необходим совершенно иной подход, например, этика "минимальной порядочности". Р. Шелли считает возможным вычленение определенного набора моделей нравственного поведения, который может сыграть в этике ту же роль, которую в геометрии отводят аксиомам, в искусстве - основному цвету, а в музыке - гамме.
Дух релятивизма, начиная с 60-х годов, проник и в сферу методологической рефлексии. В работах К. Поппера, Т. Куна, а особенно П. Фейерабенда и некоторых его последователей были исследованы на примере развития науки такие проблемы, как истина, научная рациональность, смысловая "несоизмеримость" научных теорий и др. Понятия и идеи, фигурировавшие в прошлом, имеют несравнимые с нашими смысловые наполнения. Как утверждает современный философ Р. Рорти, научное знание в принципе безосновно.
Аргументированная критика в науке не имеет той значимости и логической силы, которую ей приписывали в прошлом, ибо критический диалог предполагает (скрыто или явно) единые эпистемологические точки отсчета, наличие общезначимых критериев сопоставления, признанные редукционистские процедуры, соглашение относительно исходных посылок и достижение консенсуса. Но ничего этого нет, ибо все эти допущения теоретизма утопичны, выходят за рамки возможностей человеческого интеллекта. Таким образом, современная методологическая мысль подводит нас к выводу о полной релятивности всех основных принципов научной рациональности и несостоятельности самого понятия "научная истина".
Если одной фразой определить методологическую суть "смены вех" и возникшей в результате этого посткоперниканской культурно-исторической ситуации, то, пожалуй, можно было бы сказать так: парадигма однородного, гомогенного бытия сменилась парадигмой гетерогенного, многомерного и релятивистски трактуемого мира. Одной из ключевых тенденций в новейшей истории - в эпоху социальных, научных и технологических революций - является переход от видения мира с одной точки зрения, представлявшейся единственно возможной, к видению его с разных интеллектуальных позиций и в разных аспектах. От рассмотрения мира в рамках одной геометрии, одной физики, одной (так называемой "общечеловеческой") культуры человечество перешло к его осмыслению с позиций различных концептуальных и - более широко - культурно-исторических перспектив видения реальности.
Мир природных и культурных феноменов предстал перед человеком как калейдоскоп различных проекций, перспектив и толкований. Можно ли сказать, что смысл и назначение нового культурного сознания состоял в бунте против догматизма, в разъединении и разломе прежних, ставших оковами, когнитивных и духовно-практических целостностей, в размягчении окостеневших форм культурного бытия, в распаде и "деконструкции" ставших искусственными интеллектуальных традиций?
Одно, по крайней мере, несомненно: в разрушении догматизма обнаружилась подлинная сила релятивизма, его позитивное историческое начало. И если сегодня сам релятивизм стал выявлять свою ограниченность, свою разрушительную сторону, то преодоление абсолютного релятивизма было бы ошибочно мыслить на пути возврата к догматизму. Здесь нужна принципиально новая методология, естественным образом сочетающая в себе абсолютное и относительное, единое и многое, универсальное и единичное, рациональность и спонтанность миропереживания. Такой методологией, по нашему убеждению, может служить интервальная философия как способ многомерного постижения действительности. Но дело не только в необходимости новой философии и новых интеллектуальных ресурсов человеческого разума, важно, что сама логика эволюции современной культуры подводит нас к некоторому качественному рубежу. Вступая в третье тысячелетие, человечество начинает все больше и больше осознавать, что современная технократическая цивилизация не выйдет из опасного тупика, если не произойдет глобальная переориентация всей системы ценностей.
Суть этой переориентации заключается в новом повороте: от относительного- к абсолютному, от плюрализма - к монизму, от единичного - к универсальному, от "индивиdocentризма" - к "человекоцентризму". Но при этом поворот этот непременно произойдет так, что культура в полной мере сохранит все богатство относительного, многообразного, уникального, спонтанного. Хотим мы того или нет, но стихия обще-планетарного культурного процесса, сама жизнь тяготеет сегодня к положительному началу, к универсальным, общечеловеческим ценностям, к гармонии человека и природы, к социальной справедливости, к свободе, к творческому самовыражению.
Новая философия выступает как философия гармонии, способная сопрячь полярности в рамках единого многомерного пространства. Но общекультурная ценностная переориентация осуществится значительно быстрее и безболезненно, если стихийный процесс будет вовремя и адекватно осмыслен в сфере культурного самосознания человечества. Именно в этом ценность интервального подхода, позволяющего отрефлектировать глубинные течения современной "культурной космогонии". Однако новая методология - лишь необходимая, но недостаточная предпосылка грядущих перемен в культуре нового столетия.
Необходима большая и напряженная работа философов, культурологов, моралистов, социологов, методологов и др. Нужно собрать и кодифицировать проверенные историей, всем ходом развития культуры принципы человеческого жизнеустройства, принять свод общечеловеческих принципов и законов, отступление от которых недопустимо нигде, ни при каких обстоятельствах и никаким классом или обществом, ни сегодня, ни когда-либо в будущем. Кстати сказать, некоторые такие международные правила уже действуют и доказали на деле свою действенность: напр., правила о военнопленных, вообще вся деятельность Международного Красного Креста.
Другим примером может служить складывающаяся на наших глазах экологическая идеология и культура, уже пустившая корни в повседневное мировоззрение многих людей. Заметный поворот к традиционным нормам и ценностям наблюдается и в области морали. Тем не менее предстоит сделать очень много как в общефилософском, теоретическом плане, так и в области разработки конкретных моделей и проектов. Одним из примеров таких моделей может служить уже упоминавшаяся выше концепция этики "минимальной порядочности", включающая в себя перечень нравственных постулатов, лежащих, как предполагается, в основании всех правил, выработанных человеком за долгие годы его существования в обществе себе подобных.
Важнейшим шагом на этом пути были бы разработки принципов научной рациональности, лежащих в основе любого человеческого диалога, диалога между отдельными людьми, социальными группами, этносами, государствами, культурами. Вопрос стоит так: возможно ли в принципе основанное на рациональных доводах взаимопонимание между людьми? Если говорить о технократическом рассудке, то вряд ли, но если иметь в виду человеческий разум как мудрость, способную оценивать судьбы отдельных людей и целых народов с точки зрения Истины, Добра и Красоты, то взаимопонимание не только возможно, но и исторически необходимо. Однако разработка нового образа рациональности тесно связана с осмыслением новых стратегом и императивов исторически развивающегося разума, с выявлением новых ресурсов разумения.

 

 

 
История кафедры
Сотрудники кафедры
Философское отделение
Аспирантура
Information о читаемых курсах
Major publications кафедры
Ученые записки TNU.
Серия "Философия. Социология"
Студенты
отделения





Web-дизайн Антона Марчинского.