На главную страницу сайта Сервер Таврического Национального университета

Национальные промыслы и ремесла XIX века (крымские традиции)


В XIX столетии крымские кустарные промыслы и ремесла развивались в основном в традиционных центрах - Бахчисарае, Карасубазаре, Евпатории. Таврический губернатор Д. В. Нарышкин в 1825 г. сообщал в Санкт-Петербург: "Есть ремесленные заведения, как-то: кожевенные, седельные и прочие, на коих исправляют работу сами хозяева с помощью своих детей небольшого числа наемных работников". Один и тот же мастер работал как на заказ, так и продавал определенное количество товаров на рынке.

Значительное место в хозяйственной жизни губернии занимала продукция кожевенного и сафьянного производства. Несмотря на примитивную технику, когда все операции производились вручную, качество изделий было высокое. Особо ценился сафьян, отличаясь мягкостью и эластичностью при сравнительной прочности.

Во время путешествия по Тавриде-в 1793 и 1794 годах П. С. Паллас насчитал в Бахчисарае 13 кожевенных заводов, а о Карасубазаре сообщал: "Здесь живет много ремесленников и существует сафьянных других кожевенных заводов, также мыловаренных, свечных проч., мастерские кирпичников, черепичников проч.".

Уклад ремесленной жизни своими корнями уходил в далекое прошлое. Одно из свидетельств - дощечки с подписями на стенах бахчисарайских кожевенных заводов. Это так называемая левха: "Каждое утро моя мастерская открывается именем Аллаха и Шейх- Мухаммед мой пир учитель." Ф. Хартахай в книге "Историческая судьба крымских татар" приводит любопытное предание, где повествуется, что родственник и сподвижник основателя ислама Шейх-Мухаммед впервые выработал цветные кожи, а его тесть Али рукояткой своего кнута придал им глянец (интересно, что кизиловыми палками вплоть до середины прошлого века полировались кожи). Тогда сопровождавшие их джигиты, числом 32, выбрали каждый собственное ремесло, став его основателями и покровителями. И такие же дощечки, но с другими именами, вывешивались на дверях других мастерских.

В состав цеха входили, как известно, мастера, подмастерья и ученики. Во главе цеха стоял главный мастер. После трех лет пребывания в мастерской ученик переводился в подмастерья. Стать мастером можно было лишь выдержав непростое испытание, которое обычно приурочивалось ко времени женитьбы. После этого состоялась церемония посвящения в мастера. П. Никольский подробно описывает эти особые празднества в честь пиров- покровителей - теферучи, на которых также избиралась администрация цехов. До 1827 года теферучи носили характер общецеховых собраний в долине реки Качи. Позднее они были перенесены в ущелье близ Орта-Медресе, у Бахчисарая. При стечении народа начиналась торжественная религиозная церемония, руководимая духовным покровителем цехов - накыбом и его помощником. Затем проходило само посвящение: стоя друг против друга, накыб и помощник ударяли каждого посвящаемого по спине, и наставник произносил следующие слова: "Не запирай никогда своих дверей, не открывай дверей своего ближнего и работай столько, сколько это необходимо для твоей жизни".

Это правило-пожелание "работай столько, сколько необходимо для жизни" играло исключительную роль в жизни ремесленников. Цеховая корпоративность и открытая конкуренция в принципе несовместимы. Определенный идеализм цеховых регламентаций влиял на ремесленника с раннего детства, здесь отцы по обычаю приводили на теферучи своих детей для зачисления в цехи. Почти каждый ремесленник в Крыму мог насчитать несколько поколений своих предков, занимавшихся тем же ремеслом.

Накануне Крымской войны в Бахчисарае существовали заводы, на которых татары изготовляли "хорошие разных цветов из овечьих и козьих кож мещины, отправляемые во внутренние губернии. Таковых в год выпускается на сумму до 50 тысяч рублей серебром, да употребляется Крыму 20". Помимо этого, в Бахчисарае и Карасубазаре имелись мастерские, где выделывали кожи только для местного употребления - на седла, упряжь и мягкие, шитые из цельного куска сыромятной кожи постолы.

Старинными промыслами являлись также выделка войлоков с рисунками (употреблялись вместо ковров в бедных семьях) и изготовление торб из козьей шерсти, завозимой из Константинополя. Оружейники изготовляли помимо холодного оружия [..."внимания заслуживают шпажные мастера в Бахчисарае"] и весьма качественные ружья. По словам М. Пейсонеля, они "весьма ценились во всей Оттоманской империи", и вывоз из Бахчисарая ружей достигал двух с половиной тысяч стволов.

Путешественников в Бахчисарае поражало мастерство, с каким были изготовлены деревянные части дворца и мечетей. Действительно, изделия токарей по дереву зачастую являлись высокохудожественными произведениями. "Ряд лавочек с вывешенными на окнах качалками для теста, деревянными туфлями и прялками стоящими у дверей большими кругами татарских столов, раскрашенными в яркие веселые тона детскими люльками", - так выглядел квартал мастеров работы по дереву.

Большим и устойчивым спросом пользовались изделия медно- посудного промысла - кофейники из желтой меди и кувшины для воды из красной. Оригинальной формы посуда (тазы, чашки, блюдца с крышкой) выковывались из больших листов меди на вертикально вбитых в землю металлических брусьях.

Не меньшим спросом пользовались филигранные изделия работы крымских ювелиров: "филигрань - это ручная выделка из серебра и золота различных мелких украшений, преимущественно пряжек для поясов. Вырабатываются эти изделия изящным рисунком кружевного типа, сквозной выделкой, иногда украшаются эмалью". При этом инструменты были крайне примитивны: маленькая наковальня и раздувальный мех, несколько различной величины пинцетов, металлические пластинки с рядом дырочек для вытягивания из слитка проволоки (иногда просто просверленный пятак), оригинальной формы ступка. В значительном количестве филигранные изделия вывозились на Северный Кавказ.

После Крымской войны промыслы снизили свое производство, но уже вскоре ценность их определялась суммой свыше 30 тысяч рублей серебром. В семидесятые годы прошлого века в бахчисарайских мастерских трудилось до 220 человек, в Карасубазаре - 276. Крупным центром ремесленного производства являлась Евпатория, где в 1845 году насчитывалось около полутысячи человек, занятых в войлочных, свечных, кожевенных мастерских. Мастеров по изготовлению смушек здесь трудилось больше, чем в других таврических городах (20 человек), однако "относительно сбыта этих товаров нельзя сказать, чтобы они имели обширный рынок: сбываются на месте и по губернии; частью, особенно кожи, составляют одну из статей евпаторийской внешней торговли, производимой через тамошний порт с Турцией".

В Симферополе в 1847 году в двенадцать цехов были объединены ювелиры, башмачники, столяры, кузнецы, каретники и др. Цехи управлялись ремесленной Управой, для которой избирался ремесленный голова. "Новороссийский календарь" главным занятием горожан называет разного рода ремесла и указывает, что с ремесленников собиралось в пользу города около 700 рублей серебром, а в 1843 году этот сбор составил даже 750 рублей 04 коп. серебром.

В других крымских городах ремесла существовали лишь в незначительных размерах, не всегда удовлетворяя даже потребности местного населения. В 1861 году в Феодосии проживало 155 ремесленников, причем "в большинстве иностранного происхождения". В Севастополе насчитывалось 42 ремесленных заведения, где трудилось 323 человека. В Керчи "ограничились производством изделий, составляющих обыденную потребность и притом в размере, удовлетворяющем лишь местный спрос".

Слабо развита была кустарная промышленность в крымских селениях. В начале века отмечалось, что "местопребывание этих ремесел города; по деревням почти нет их нигде". Губернатор М. М. Муромцев в 1842 году доносил: "Сапожников в деревнях нет, ткачей и портных тоже. Самое простое одеяние шьют ткут одни лишь женщины, на которых вообще домашних работ лежит летом зимой больше, чем мужчинах".

Отмечалось шорное, кузнечное и гончарное ремесла. Развит был шерстоткацкий промысел среди болгарского населения Старого Крыма и окрестных деревень. Производили они грубое, чрезвычайно прочное и теплое сукно, ткали ковры.

В 1894 г. положение было следующим: "Кое-где есть бондарные, столярные и колесные мастерские. Несколько более развито ремесло кузнечное (некоторые кузни сами изготовляют земледельческие орудия, брички проч.), гончарное (делают кувшины, горшки, тарелки, чашки), кожевенное, сапожное прочие".

Вообще в кустарной промышленности было много самобытного, национального. Помимо болгар тканьем шерстяных материй занимались эстонцы и татары. Крымчаки и армяне были отменными ювелирами и сапожниками. Вышивальным и войлочным промыслами занимались караимы, а производством неглазированной посуды и черепицы - греки и татары. Цыгане были лучшими кузнецами, евреи производили и сбывали платье, русские - металлоизделия.

Постепенно значение кустарных промыслов падало. Нараставшая конкуренция со стороны фабричных изделий, ввозимых в губернию, и отсутствие поддержки со стороны местных властей вели к упадку промыслов. Многие мастера разорялись.

Причины упадка татарских промыслов объяснил И. Гаспринский: "Между нами много ремесленников. Мы шьем шапки, шубы, разную обувь, делаем кожи, работаем котлы и казаны; выделываем сафьян, прядем шелковые материи, ковры прочее. Но все работы, ремесла наши исполняем старыми орудиями производим на старый, не модный манер. Поэтому можем работать скоро, как другие народы; произведения год от году покупаются меньше, народ наш беднеет, падают. Чтоб поднять ремесла, нужно улучшать орудия производства; надо так, требует время. Для этого нам открыть ремесленное медресе, чтоб дети учились бы наукам, полезным ремеслам, искусству".

Извечный консерватизм кустарей приобрел черты архаичности. Непросто было в новых условиях хозяйствования блюсти традиции своего ремесла. Но отдельные виды кустарного производства оставались просто необходимы и успешно развивались в начале нынешнего столетия, по-прежнему сохраняя две характерные особенности: во-первых, являлись по преимуществу городскими; во-вторых, имели ярко выраженные национальные черты, что придавало изделиям особый крымский колорит.

Н. В. Николаенко

ЛИТЕРАТУРА
  1. Российский государственный исторический архив (РГИА) - Ф. 1263, оп. 1, д. 2904, л. 887.
  2. РГИА, Ф. 1263, оп. 1, д. 1478, л. 893, 895.
  3. Герман К. Описание Таврической губернии. - СПб., 1806-1807.
  4. Паллас П.-С. Путешествие по Крыму в 1793 и 1794 году // Записки Одесского общества истории и древностей. Т. XIII. - Одесса, 1881.
  5. Новороссийский календарь за 1847 год. - Одесса, 1848
  6. Памятная книжка Таврической губернии. - Симферополь, 1883
©1999 Таврический Национальный Университет им. Вернадского Предыдущая страница Информация о сайте